Закат на крыше дома Наркомфина

Этой весной я впервые увидела легендарный памятник архитектуры эпохи конструктивизма - дом Наркомфина. Он был лишь одним из объектов в экскурсии по архитектурному авангардизму, и мы тогда просто постояли рядом с ним и послушали рассказ о здании. Экскурсовод упомянул, что летом можно пройти в кафе на крышу, и я даже писала об этом в посте про экскурсию, но у самой меня, честно говоря, обычно нет желания во что бы то ни стало проникнуть внутрь какого-то закрытого объекта. В одной только Москве еще столько по-настоящему интересных мест, куда вход совершенно свободный или за смешные деньги, а я там до сих пор не была. А уж материала и фотографий для блога у меня - можно год писать и никуда из дома не выходить.
Но выходить все-таки иногда надо, а то жить скучно становится.
Конечно, тогда весной я и предположить не могла, что лето этого же года я так символично буду провожать на крыше этого легендарного дома.





Подхожу к дому. Продолжаю оставаться при мнении, что на неподготовленного человека он никакого впечатления не производит. Уж не знаю, в чем тут дело: в нынешнем плачевном состоянии здания, в том, что изначальный проект Моисея Гинзбурга и сразу, и с годами был достаточно сильно изменен, в том, что здесь важна внутренняя планировка помещений, а не внешний облик, или в том, что конкретно у меня просто глаз под конструктивизм не заточен.



То, как дом и прилегающая территория смотрелась бы в наше время, если бы все пошло по-другому (проект был точно реализован, правильно эксплуатировался, содержался в хорошем состоянии), можно посмотреть здесь. Вот там картинка действительно впечатляет.
Сейчас в доме постепенно идет ремонт (не всегда одобряемый опытными реставраторами), но частично он остается в плохом состоянии.
Удивительно, но одним из строительных материалов дома для работников Народного комиссариата финансов СССР оказался обычный камыш. Правда, говорят, камышит обладает плохими звукоизоляционными свойствами, что доставило будущим жильцам множество неудобств.



Мои предположения, что у меня просто глаз на конструктивизм не заточен, подтверждают слова бывшего представителя фонда "Дом Наркомфина" и экс-главреда "Московского наследия" Яны Миронцевой: "Проблема в том, что разрыв между знанием об архитектуре и архитектурных памятниках экспертного сообщества и рядовой, даже образованной публики огромен, и он никак не восполняется".
Интервью о доме Наркомфина для Афиши.Город



Во дворе дома, возле единственного сейчас входа. Постепенно собираются гости крыши, но дом живет и своей обычной жизнью.





Поднимаемся по лестнице.
Маленький человечек в странной позе на стене - указатель, как пройти на крышу. Там сейчас регулярные занятия йогой, фитнесс-центр. Встречаешься с человечками на углу дома, дальше они по всему фасаду, а затем по лестнице ведут тебя в правильном направлении.



Про йогу тут вообще много чего напоминает.





У перил лестницы плавные линии, словно в архитектуре модерна. Может быть, влияние ар-деко? Или это какой-то функциональный момент?



Прошу прощения, что много размазанных фотографий: темновато, да и времени много не было. Это пространство перед лифтом, сам он за белой стеной слева. Мы на лифте что-то не покатались, но, похоже, он современный.



Фонарь в пространстве перед лифтом на одном из этажей.



Коридор. Слева - квартиры, справа - окна. Сейчас состояние и оформление коридоров на разных этажах разное. На первом этаже вместо окон стена, на которой какая-то выставка. Фотографирую от лестницы. В конце коридора такая же лестница от другого входа в здание, который сейчас закрыт.



Говорят, одно время в доме жили сквоттеры и просто бомжи, а затем инвестор сдавал жилье творческой молодежи.
Сейчас в доме размещают и офисы и различные сервисы вроде шоу-румов и маникюрного салона.



Наконец, лестница преодолена, и мы на крыше. Здание впереди - Новинский пассаж, о котором немного позже. Наверху слева мы видим, как девочки занимаются йогой. Впереди - такие же любители московских закатов, как и мы, идем к ним.



Наверное, самое время сказать, что же это было за мероприятие. Проект "Прогулошная" устроил виртуальную экскурсию по окрестностям Краснопресненской и просто любование закатом на крыше дома Наркомфина.
Это стало возможно благодаря компании Kopernik Group, которой сейчас принадлежит большая часть здания и которая привела в пригодное для этого состояния крышу.



Несмотря на то, что прямо на крыше здания располагался "пентхаус" народного комиссара финансов РСФСР Николая Александровича Милютина, она всегда считалась в этом доме "переходного типа" (от индивидуализма к коммуне) общественным пространством. Жильцы дома приходили сюда принимать солнечные ванны.



Для Москвы тех лет это было не редкостью. Выходили полюбоваться городом на крышу Нирнзее, был солярий на доме переходного типа кооператива "Крестьянская газета" на Тверской улице. В интернете мы можем найти множество советских фотографий, подтверждающих "практическое" использование крыш.

Александр Родченко. Утренняя гимнастика на крыше студенческого общежития в Лефортове, 1932 год.


Я работала в одной из подмосковных свежеотстроенных высоток, и покупатели квартир часто спрашивали, будет ли для них открыт доступ на крышу. Им отвечали, что сейчас в Москве официально это трудно сделать, поскольку совершенно непонятно, кто в случае неприятных происшествий там окажется ответственным.
Но, раз уж мы на крыше, будем же любоваться видами. Тем более, что солнце уже садится.



Новинский пассаж



Белый дом и Ситичка



Корпус прачечной и других общественных бытовых удобств.



У него крышу пока не успели отреставрировать



Надпись на блоке: "Сюда низя. Сыкатно. Стоп".



Солнце садится.



Перед началом "экскурсии" надо успеть забрать свой лимонад.
Наверху расположено кафе "Синица". Мы предположили, что название по одной ныне несуществующей московской реке, а как уж там на самом деле, этого мы не знаем.
Охранник внизу говорит, что проход в кафе только тем, у кого есть есть карточки фитнес-клуба. Но, когда мы пришли, там сидели несколько иностранцев, и что-то сомнительно, что они там и йогой занимаются.
В меню нет алкоголя, но можно приносить свой по 500 рублей за бутылку за обслуживание (это у гостей, которые там уже были, в ведерке со льдом остывало шикарное шампанское, поэтому мои спутницы поинтересовались).
В любом случае, сейчас на этой крыше регулярно проводятся какие-то концерты и мероприятия.
Ребята в кафе работают замечательные - расторопные и с чувством юмора, но без наглости.
Организаторы в нескольких анонсах КАПСЛОКОМ СОВЕТОВАЛИ БРАТЬ ЛИМОНАД С БАКИНСКИМИ ТРАВАМИ. Я решила попробовать, потому что не знала, что это за травы (гугл мне не подсказал), и боялась, что вдруг я без этих трав не увижу закат или как-то не совсем объемно восприму лекцию. Бариста не ожидали, что столько народу закажет лимонад, очень с ним запарились - вот на фото как раз процесс приготовления, был он долгим, вдумчивым, со снятием проб и досыпанием ингридиентов. И он того стоил.



Меж тем, время не остановить, и солнце все ниже.



Еще немного закатных фотографий.



Сталинская высотка на Кудринской площади.







Всё, теперь нужно надеть пиджак и занимать места.



Теперь, пожалуй, два слова о проекте "Прогулошная". Никогда раньше не была на их мероприятих, сужу только по этому вечеру.

Что не понравилось

1. Вот все-таки не нравится мне этот формат "виртуальных" экскурсий. Мне это кажется приемлемым исключительно для зимы. Говорят, что так можно за час "обойти" столько мест, сколько и за день не обойдешь. А по мне лучше тогда разделить экскурсию на столько дней, сколько надо. Город надо изучать ногами. Человек воспринимает не только через зрение и слух. Он воспринимает всем телом. Это я знаю не только по себе, но и по своим экскурсантам за годы работы. Но здесь я понимаю, что претензия чисто субъективная, не нравится - не ходи.

2. Даже если не брать в расчет предыдущий пункт, не нравится идея гулять по Яндекс-панорамам. Во-первых, на мой взгляд, при таком раскладе обязательно надо показывать обычную карту. По ней человек может ориентироваться - хотя бы от метро "плясать". А то так, если он на этих улицах не бывал, ему эти виды и здания ничего и не скажут. Во-вторых, Яндекс-панорамы, конечно, прекрасны, но это не фотографии. На них машины и вообще вид "в общем". Энтузиасты специально подбирали к старым фотографиям очень точно современные ракурсы, получился великолепный проект "Московское время". unclesasha делает удивительные "порталы времени". Это все трудоемкая работа, но результаты ее зрителю правда много дают. Общие виды Яндекс.панорам со старыми фото никак не стыкуются.



3. Не понравился рассказ лектора. Вот на память три момента, которые зацепили.

- Пролистывая Яндекс.Панорамы, говорит: "Тут в углу у нас Шехтель, но смотреть будем вот на эту усадьбу". Никакой лазерной указки у него не было. Так как я занимаюсь Шехтелем, мне было интересно посмотреть на этот дом - может, я про какой-то еще не знаю. Быстро пролистнул, никакого Шехтеля я не увидела, зачем он вообще про это упомянул, если не собирался рассказывать, непонятно. Но это ладно. Я знаю, кто такой Франц-Альберт Шехтель. Я его день рождения каждый год праздную. Но добрая половина москвичей в своей жизни эту фамилию ни разу слышала. И, может, даже не знают, что это фамилия. Может "шехтель" - это что-то вроде мечети или кирхи? Или это название дорогого магазина XIX века?

- Показывая на Новинский пассаж: "Про это здание я рассказывать не буду, оно ужасное". Несколько раз повторил. Высказывать свое субъективное мнение на публичной лекции или экскурсии - непрофессионально. Можно это делать, если подчернкуть: "Это мое личное мнение". Можно ответить на вопрос, если экскурсанты конкретно твоего мнения спросят.
В идеале, если ты это делаешь, нужно объяснять. Я уже много слежу за деятельностью "Архнадзора". И заметила такую вещь. Отреставрируют какое-нибудь здание. Блогеры туда проникнут и пишут потом оптимистичные отчеты: "Как здорово, что этот памятник архитектуры спасли! Могут же! Как теперь свежо он смотрится!". Я им на это обычно скептически отвечала: "Подождите радоваться. Сейчас придут профессионалы и объяснят, что на самом деле все ужасно". Так оно обычно и происходило. С годами, читая разборы профессионалов, я и сама научилась видеть "ужасно" до чтения чьего-то мнения. Так происходит обучение. Было бы гораздо больше пользы, если бы лектор-таки потратил время на разбор облика здания - это могло бы помочь кому-то сформировать архитектурный вкус и расширить знания. А не делал бы безапелляционных заявлений. А то аудитория может подумать, что все новое - априори плохо.



- Место, где мы находились, на протяжении всего вечера называл "крышей Наркомфина".
Если пуститься в исторический экскурс, то "домом Наркомфина" это здание начали называть с 80-х годов. Сейчас его именуют только так, как некое общепризнанное наименование. Горожане и жители окрестностей в XX веке обычно именовали его домом-кораблем - и правда ведь похож на пароход. Тем более, что в 30-х годах большинство жильцов, работавших в комиссариате финансов, репрессировали, и с того времени жили там очень далекие от этой организации люди. Но это лирическое отступление.
Головные конторы Наркомфина, если посмотреть в справочнике "Вся Москва" за 1936 год, например, находились на Маросейке, тоже во вполне конструктивистском здании, и на Ильинке. На улице Чайковского (Новинском бульваре) был жилой дом, как организации Наркомфина там не было.
То есть, называть крышу дома Наркомфина не в разговорной, ситуативной речи, а на лекции "крышей Наркомфина" - фактическая ошибка. Сама видела, как некоторые присутствующие рассказ конспектировали. Теперь эта ошибка пойдет в народ.
Это только из того, что запомнилось, многое, конечно, я могла пропустить мимо ушей.

4. Не понравилось, что в конце настоятельно попросили добровольное пожертвование. Я не считаю, что кто-то должен работать бесплатно, ценю чужой труд. На своем опыте знаю, сколько сил нужно вложить в организацию мероприятия. Это было действительно сложное мероприятие. Если бы они поставили фиксированную цену за билет, я бы соизмерила свои возможности, могу ли я столько на это потратить (стоит ли это столько, я бы не спрашивала, потому что продавец лучше знает, сколько стоит его товар). Если бы было написано крупными буквами в десяти местах, что пожертвование обязательное, а только размер его добровольный, мы бы тоже все были морально готовы. Это все абсолютно правильно и честно. Но если ни о чем таком не упоминают, а потом толсто намекают, мне это не кажется хорошей идеей.



Что понравилось
Запоминается всегда то, то сказано последним, так что теперь о хорошем.

1. Понравилась организация процесса. Все было на уровне: легко, логично, комфортно, быстро. Это очень ценно.

2. Понравилась человечность, заботливость. Предупреждали брать на крышу вечером теплые вещи, очень вежливо и корректно следили, чтобы никто не упал с крыши не нарушались требования охраны и много других важных мелочей.

3. Понравилась аудитория. Не секрет, что на разные мероприятия ходят разные люди. Иногда, конечно, это бывает непредсказуемо и ничем не объяснимо, но часто некая закономерность все-таки есть. Здесь было много живых и позитивных людей, и если компания смогла сформировать себе такую аудиторию, это достойно уважения. Думаю, не последнюю роль здесь играл предыдущий пункт.

4. Понравилась музыка. Проект предполагает участие в мероприятиях живых музыкантов. Играли хорошо и в тему, очень под настроение. Красивая идея и удачная реализация.

Если подытожить, символическое прощание с летом на крыше одного из домов в самом центре Москвы, разумеется, удалось.
Большое спасибо homaaxel за анонс мероприятия и моей соученице по Школе наследия Тане Федосеевой за техническую грамотность и оперативность (за то, что успела нас записать :).



Что сейчас в доме Наркомфина и что там будет потом?
Дарья Бурлакова. Дом Наркомфина - варварское освоение вместо реставрации. Статья в "МК"
"Ребят, расслабьтесь, вы не будете нас контролировать": новая жизнь Наркомфина"
"Относиться к дому Наркомфина как к собственной даче самонадеянно": ответ Сенаторову"

Как вы можете попасть на крышу дома Наркомфина?
27 сентября "Прогулошная" анонсировала кинопоказ на крыше
Проект "Москва глазами инженера" проводит экскурсии по дому
Вы таки можете сходить на йогу или в кафе, а чтобы просто посетить дом, воспользоваться другими расположенными в нем сервисами



Материалы по теме
Архитектура авангардизма и конструктивизма в Москве
Как с пользой фотографировать архитектуру
Московский дневник Вальтера Беньямина
Спасибо! вот что значит профессиональный подход!) я пошарю потом по материалам, это интересно. Я в "доме Наркомфина" была с экскурсией Айрата, он и научил меня обращать внимание на конструктивизм: вкус к нему и правда надо воспитывать, "прямой" красоты там мало.
Да я как всегда :)) Думала: пофоткаюсь на крыше, выпью лимонадику, потом повешу пару красивых фоточек заката. Ага :) Вот вечная привычка всю информацию проверять и разъяснять для себя непонятные моменты. Всё, конечно, не проверишь, все равно какая-нибудь глупость обязательно просочится :)) Но даже когда я начинала писать пост, я не понимала, в каком состоянии сейчас дом и что с ним планируют делать дальше (если он раньше не обвалится, конечно :)), а сейчас есть в голове картина.
Да, я когда была на экскурсии от музея архитектуры, экскурсовод про дома кооператива "Крестьянской газеты" Ладовского сказала: "Эти замечательные здания... я не иронизирую". На лицах слушателей был скепсис :) Тут скорее эстетика не декоративных элементов, а использования пространства. Смысл в том, что ремонтировать и реставрировать дом Наркомфина без четкого понимания замысла, эстетики конструктивизма - невозможно, в этом и сложность. Впрочем, там в статьях написано, что проектировщики дома разрабатывали даже мелкие детали, и ванны там таки были все-таки с ножками в форме львиных лап :)) Но тут тоже могут быть свои исторические тонкости :)
Замечания все по делу.


Хм, я не понимаю, почему если с крыши упал, то виноват кто-то там из домуправления, а если в метро на рельсы грохнулся, то сам виноват. Открыли бы крыши и переложили бы ответственность на самих прыгающих.
Как раз сегодня, проснувшись на рассвете, глянула в окно: на крыше дома напротив четверо фотографируются (дом восьмиэтажный), лазят везде. Смотреть боязно, но если честно, позавидовала: рассвет был хорош!
ну уж руфинг и всякие незаконные проникновения - святое дело :)) Как-то так у меня в жизни получается, что раз в год я обязательно бываю на какой-нибудь крыше. Только последние годы вот вполне официально, да :)
Спасибо!

Я думаю, там много своих юридических тонкостей. Например, если кого-то на крыше ограбят или убьют. Должна ли полиция патрулировать крыши? Проще закрыть. Кто должен убирать крыши, поддерживать в чистоте. Дворники? На крыше новостройки, про которую я рассказывала, постоянно находили, пардон, человеческие экскременты. Запах было вывести тяжело, обнаружить этого странного человека тоже не получалось, хотя дом еще даже не был толком заселен. У ЖЭКа там тоже свои какие-то сложности. В общем, жильцам так и говорили: если у вас будет один ответственный за крышу с ключом, или вы договоритесь все скидываться на ее обслуживание (охрану, возможно, камеру наблюдения, уборку и т. д.) - то не вопрос.
Честно говоря, конструктивизм не понимаю, но с удовольствием послушала бы лекцию о нем, чтобы разобраться. А закат шикарный)
А иностранцы только этот период нашей архитектуры и признают :))
Вот, кстати, интересно, делает ли кто-то такие лекции. Лекции "Как понимать искусство" я видела, но не ходила туда, ничего сказать не могу. "Москва глазами инженера" занимается конструктивизмом и позиционирует это именно так - практически. Но мне показалось, что у Айрата все же больше историческая справка и про конкретные объекты, а не суть теории. Понятно, что в одну маленькую экскурсию все не впихнешь, надо ухватить самое важное.
Вообще архитектуру - любую - не научишься понимать с одной лекции. Обязательно нужна насмотренность, глаз должен привыкнуть и "заточиться" под определенные вещи. Я сходила на три экскурсии в музее архитектуры в течение двух недель и вот прямо чувствовала, что что-то в голове сдвинулось в правильном направлении :))
А закат - это всегда хорошо :)
Погуглила лекции "Как понимать искусство". Отзывы хорошие. Может созрею сходить
О, прекрасное место!
Была не на крыше, была в заведении, расположенном в наркомовской квартире. Сидели там около двух часов, чтобы захватить весь закат. Аж три поста написала (история дома зацепила и виды потрясающие), ссылки дам, если попросите.
Я-то, думаю, у вас смогу эти посты найти, но вы, пожалуйста, дайте ссылки на всякий случай, вдруг кому-то из заглянувших сюда будет интересно.
Посмотрела их сайт. Считаю, что формат очень перспективный для дальних стран. А по Москве лучше по старинке ногами :))
У меня ощущение, что без использования обычных графических крат тоже толку мало. Слышала про русских людей в советские времена, у которых над кроватью висела карта, например, Парижа, и они его действительно отлично знали. И, если потом таки доводилось в реальности приехать, прекрасно по нему ориентировались. Правда, часто при этом разочаровывались :))
Про ногами еще как согласна!! Но только не зимой :) Зимой добежать от метро до кафе или музея, где мероприятие проходит, - уже полноценная экскурсия :)))
Согласен, что Дом не воспринимается как конструктивисткий объект. Причин тут несколько-фасад загороженный деревьями, плохое состояние фасада же и разномастные оконные рамы.
А еще, пожалуй, ему не очень идет этот серо-желтый цвет. Причем будь он более желтым или более серым-воспринимался бы иначе.


Честно говоря, мой глаз заметил стилистику конца 20-х начала 30-х, но вместо слова "конструктивизм" перед глазами встало "Воронья слободка". Естественно авторы если бы это услышали побили бы меня Ефроном и Брокгаузом по голове, но восприятие дома сейчас именно такое.
Ну вот здесь как раз как ты описываешь :)) http://www.archirost.com/2015/05/3d.html

К сожалению, дом по факту стал "Вороньей слободкой" еще при жизни архитектора. Жилья было мало, всех тотально уплотняли. Первый этаж, который тоже был открытым общественным пространством и где были "ножки"-столбы дома, "закрыли" и тоже заполнили жилыми помещениями и кладовками. Маленькие уютные квартиры, рассчитанные на одну семью, да еще что она не будет там готовить и вообще особо засиживаться, заселили несколькими семьями, и получалось, что кто-нибудь, например, жил в ванной.
А сейчас все в связи с этим домом, разумеется, снова вспоминают Булгакова :))
Спасибо огромное! Читала, пыталась написать развернутый комментарий, но в итоге почувствовала, что не надо) Просто спасибо большое за роскошный пост!
Ну по факту получается - да, если столько народу выдержала :) Но организаторы следили, чтобы никто не садился на бортики, поскольку они могут не выдержать. Ну и вообще дом из камышита уже на ладан дышит.
Re: Пробежавшись по тексту )
Ромодин кстати зовёт на фильм 1966 года, посвящённый улице Горького. ) ОТ МКН.

Завтрав 19:00 - 22:00

Государственный Центральный Музей Современной Истории России


Re: Пробежавшись по тексту )
Он тоже нудный :)))

Я видела этот анонс. Такая погода хорошая, не время еще фильмы смотреть, время пешком гулять :)