Школа наследия

Я еще лет пять назад предлагала устраивать экскурсии по местам, которые собираются сносить. И вообще подробнее писать об этих зданиях с исторической стороны. Потому что когда среднестатистический жж-пользователь видит сообщение: "Ааааа!!! Сносят палаты Киреевского!", он не знает, кто такой Киреевский, почему у него палаты, а не особняк и не коммуналка, где это находится, и хорошо это или плохо, что их сносят. Может, это какая-то аварийная развалюха, которую нужно срочно уничтожить, чтобы никто не пострадал?
Мне вполне резонно отвечали, что у Архнадзора просто не хватает сил и ресурсов на такие разъяснения. Активисты круглосуточно дежурят у оказавшихся в опасности зданий, и им не до разговоров в интернете.
В социальных сетях за эти годы сложилась своеобразная ситуация. В популярных краеведческих и "прогулочных" сообществах сообщения о сносах запретили, топовые блогеры об этом не пишут, а многие даже не знают. Кажется, что единственные городские проблемы - парковочные столбики, которые так возмущают Илью Варламова, и криво поставленные в парке лавочки. Редко-редко кто поругает совсем уж выдающийся архитектурный новодел.
"Архнадзор" в свою очередь, так вышло, тоже варился в интернете в собственном соку. Они запретили любые призывы к сносам, что вполне понятно - нет возможности каждому объяснять историческое значение здания, философию исторического наследия.
Между тем, просветительская работа, конечно, велась. В 2013 году был прочитан курс лекций "Школа Архнадзора" с практическими советами по защите архитектурных памятников. Запомнились прекрасные улицы-музеи с экскурсоводами возле каждого дома.
А к 2015 году "Архнадзор" собрался с силами и представил цельный, практически университетский курс "Школа наследия". 25 февраля все лекторы собрались в бывшем здании Первой московской гимназии на Волхонке, чтобы ответить на вопрос: "Чему не учат про город в современных институтах?" - и, таким образом, объяснить, что же будут преподавать на своих занятиях они сами.



Всего прочитают лекции около 20 экспертов - и это только в первом семестре, с марта по май 2015 года. Если все сложится хорошо, занятия продолжатся и в 2015-2016 учебном году. У совершенно разных специалистов накопилось, что сказать и чем поделиться по замалчиваемой теме охраны исторического наследия - не популистски, ура-патриотично, а действительно поразмышлять и поднять серьезные вопросы.

Географ, организатор науки Юрий Александрович Веденин рассказал, что в охране нуждаются не только конкретные здания, но и пейзажи, панорамные виды. Не стоит забывать и о нематериальном наследии - например, о названиях улиц.
Это очень близко к основной теме моего блога. Ведь когда мы читаем литературное произведение, мы узнаем названия улиц, местностей, пытаемся представить себе, как это соотносится с сюжетом - если ничего этого не останется, мы многого не поймем.

Журналист, писатель, путешественник Геннадий Вдовин посетовал, что мы заигрались с современными технологиями. Мы слушаем музыку в наушниках, а не в концертных залах, предпочитаем репродукции и постеры настоящим картинам, и совсем уж недалеко до безалкогольного пива и резиновых женщин. Уходит чувство подлинности. В Музее Москвы различные 3D технологии, а, возможно, посетителям хотелось бы хотя бы в музее увидеть настоящее.

Архитектор Борис Пастернак отметил, что практически ни в каких институциях не учат быть любознательным, задавать вопросы, докапываться до истины. Краевед и модератор "Школы наследия" Рустам Рахматуллин добавил, что нигде по-настоящему не учат путешествовать: вести лекции и дискуссии в дороге, видеть разницу ландшафтов, отличать поле от ополья - ему бы очень хотелось научить этому слушателей на выездном мероприятии.
Известный юрист Евгений Соседов, чье имя связано с охраной усадьбы Архангельское, пообещал подробнее рассказать о своей деятельности, и это позволит затронуть в Школе не только философскую, но и практическую сторону вопроса.

Для логотипа Школы был выбран единорог, которого я разглядела, только когда об этом сказали, - мне казалось, что это просто такое красочное рыженькое пятно. Его нарисовала дизайнер проекта, и он понравился и прижился - ведь этот символ обозначает духовную чистоту и искания.



Курс получается хоть и для широкой аудитории, но все-таки не развлекательный, а достаточно глубокий, философский и затрагивает широкий спектр проблем. Однако все преподаватели очень разные, и подход у каждого свой. Прямо во время представления тем Школы между лекторами разгорелась дискуссия, по итогам которой архитектор и преподаватель МАРХИ Наринэ Тютчева призналась, что ей бы хотелось сходить сходить на занятия ко всем ее коллегам.

Кураторы Школы наследия сами подчеркивали, что для них этот проект - настоящий праздник. И это действительно праздник: интеллектуальное пиршество, умные и небезразличные люди, широта поднимаемых вопросов.
Но и с внешней стороны все было обставлено торжественно: "Проект Белый Город" позволил проводить лекции в особняке на Волхонке, практически во дворце, после заседания всех участников открытия Школы ждал фуршет.
Одно время краеведние и экскурсии стали модными среди молодежи, сейчас эта острая мода схлынула. И казалось, что градозащитная деятельность стала уделом стариков, которым нечего делать, городских сумасшедших, чудиков, которым вечно больше всех надо. Я думаю, хорошо, что Школа наследия так грамотно, красиво и эффектно "упакована" - она сможет сыграть не только просветительскую, но и имиджевую функцию. И, возможно, снова станет модно любить свой город, не фотографируясь у табличек "I love Moscow", а гуляя по улицам, читая, узнавая что-то новое.

Мне, в свою очередь, тоже хочется от души поздравить авторов этого проекта с его открытием, и пожелать, чтобы все получилось так, как задумано. Сложно представить, сколько было вложено сил в создание Школы. Проект некоммерческий, все участники работают на волонтерских началах. А ведь "враг не дремлет": для того, чтобы за часы открытия и праздничного заседания Ученого совета не разнесли очередное здание, спасаемое сейчас "Архнадзором", активистам пришлось сдать прораба и экскаваторщика в участок.

Записываться на лекции можно на Таймпаде: https://school-heritage.timepad.ru/events/
Правда, пока свободные места заканчиваются очень быстро. На лекцию в предстоящую среду я, увы, зарегистрироваться не успела. Но впредь буду внимательней и постараюсь прослушать весь курс, ну и, конечно, написать о нем здесь, в своем блоге.



Школа Архнадзора
Школа Архнадзора и граф Т
Как с пользой фотографировать архитектуру
спасибо за информацию я даже не знала о существовании такого проекта, только об Архнадзоре слышала краем уха.
Тема сохранения архитектурных памятников за эту неделю поймала меня уже 3 раз. Сначала в Екатеринбурге, потом в ЖЖ прочла про сносы в Ростове-на-Дону, теперь твой пост. Интересное совпадение)
Я буду с удовольствием следить за твоими впечатлениями о лекциях, и может сама соберусь)) И вдруг да увидимся))
Дык проект презентовали только вот неделю назад :) Ну и ситуацию с блогами я описала. Но вообще это популярная тема. Про Архнадзор много кто знает.
За эти годы я несколько раз участвовала в митингах и различных акциях Архнадзора. Больше всего мне лично запомнилась, конечно, акция, где я в составе театра "Ретрообраз" раздавала листовки в изумрудном шелковом платье под двадцатые годы и в подлинной ретро-шляпке с вуалью, а в пару мне был дан бравый офицер. Наверное, проезжающим машинам мы казались призраками, выплывающими из августовского вечера.
Ну, я, конечно, рада, что кто-то про все это из моего журнала узнал - значит, я все это не зря :)
Школа наследия
Пользователь archnadzor сослался на вашу запись в своей записи «Школа наследия» в контексте: [...] Прекрасный отчет об открытии Школы наследия. Оригинал взят у в Школа наследия [...]
Светлана, напишите скорее на адрес Школы: school-heritage@archnadzor.ru.
Вам просто полагается специальное место на первую лекцию :-).
Спасибо за подробный отчет.