Хитровка. Прогулка с комментариями Гиляровского

У нас тут уже как-то была прогулка по Хитровке с Гиляровским, и я обещала продолжение.
Сейчас как раз настали темные, слякотные дни, мне в такие по неопытности трудно фотографировать (хотя, чувствую, опыта набраться еще придется). Поэтому самое время вернуться в лето и закончить прогулку по солнечным уютным дворикам.





Напомню, что в прошлый раз мы распрощались, выйдя из двора дома Ярошенко, в котором располагались ночлежка и трактир "Каторга". С этого же места мы и продолжим прогулку.
Вот как оно выглядело в начале века.



А вот как выглядит сейчас. Вас может смутить форма окон, но окна и двери прорубались тут произвольно, закладывались кирпичом, прорубались снова, менялись местами - в общем, жили своей отдельной жизнью, сообразуясь с потребностями жильцов.



И если уж речь зашла о старых фотографиях, то вот как выглядела вся Хитровская площадь в первом десятилетии XX века.



А сейчас (пока не застроили и не реконструировали) вот так.



Но пройдем, наконец, дальше. Дом № 3/1 стр. 4 по Хитровскому переулку. Бизнес-центр в историческом здании.



Обернемся назад. С площади видна одна из сталинских высоток - жилой дом на Котельнической набережной.



Но дальше, дальше - и зайдем в следующий двор через этот живописный проход. Ворота и ограда усадьбы Лопухиных-Волконских-Кирьяковых являются объектом культурного наследия РФ.



Вот как усадебные ворота выглядели в 1920-х годах. Кадр из фильма "Стачка" С. Эйзенштейна. На первом плане - не то свинка, не то упитанная собака.



А вот мы уже во дворе. Не совсем разобралась, что это за дом - но, судя по нумерации, тоже относится к усадьбе.



В XVIII веке усадьба принадлежала Лопухиным и Волконским, а в 1792 году перешла к богатому купцу Афанасию Кирьякову. Позже здесь находилось доходное владение Буниных, по фамилии этих домовладельцев и называли во времена, которые описывает Гиляровский, располагавшиеся здесь ночлежки.



Гиляровский: "Чище других был дом Бунина, куда вход был не с площади, а с переулка. Здесь жило много постоянных хитрованцев, существовавших поденной работой вроде колки дров и очистки снега, а женщины ходили на мытье полов, уборку, стирку как поденщицы.
Здесь жили профессионалы-нищие и разные мастеровые, отрущобившиеся окончательно. Больше портные, их звали «раками», потому что они, голые, пропившие последнюю рубаху, из своих нор никогда и никуда не выходили. Работали день и ночь, перешивая тряпье для базара, вечно с похмелья, в отрепьях, босые".



Почему-то экскурсовод, с которым я ходила первый раз по этим местам, именно в этом дворе рассказывала о происходившем на Хитровке разврате, подчеркивала, что, вот, буквально здесь. Когда я пошла гулять и фотографировать сама, то нашла этому метафизическое подтверждение.



Гиляровский: "Зашел я как-то в летний день, часа в три, в «Каторгу». Разгул уже был в полном разгаре. Сижу с переписчиком ролей Кириным. Кругом, конечно, «коты» с «марухами»".



Однако, как мы видим из приведенной выше цитаты, "коты" со своими подчиненными, в основном, тусовались в "Каторге", о которой я рассказывала в прошлом посте, и в других злачных местах. У Бунина было более-менее прилично, насколько это могло быть на Хитровке.

Гиляровский: "В глубине бунинского двора был тоже свой «шланбой». Двор освещался тогда одним тусклым керосиновым фонарем. Окна от грязи не пропускали света, и только одно окно «шланбоя», с белой занавеской, было светлее других. Подходят кому надо к окну, стучат. Открывается форточка. Из-за занавесочки высовывается рука ладонью вверх. Приходящий кладет молча в руку полтинник. Рука исчезает и через минуту появляется снова с бутылкой смирновки, и форточка захлопывается. Одно дело — слов никаких. Тишина во дворе полная. Только с площади слышатся пьяные песни да крики «караул», Но никто не пойдет на помощь. Разденут, разуют и голым пустят. То и дело в переулках и на самой площади поднимали трупы убитых и ограбленных донага".



Гиляровский: "И в «Каторге» нет теперь двери, из которой валил, когда она отворялась, пар и слышались дикие песни, звон посуды и вопли поножовщины. Рядом с ним дом Буниных — тоже теперь сверкает окнами…"



Да уж, теперь эти дворики больше похожи на какой-нибудь южный городок, все красиво и уютно, время будто замерло в летнем солнце.



Но покинем и этот гостеприимный двор и пройдем дальше. Удивительно среди обстановки современной Москвы смотрится храм Трех Святителей на Кулишках.





Здесь был крещён композитор А. Н. Скрябин, здесь же крестили сестру поэта Ф. И. Тютчева.
В этой церкви венчался известный защитник московской старины Петр Барановский (1892—1984).



Впрочем, у хитрованцев были свои "священнослужители".

Гиляровский: "В доме Румянцева была, например, квартира «странников». Здоровеннейшие, опухшие от пьянства детины с косматыми бородами; сальные волосы по плечам лежат, ни гребня, ни мыла они никогда не видывали. Это монахи небывалых монастырей, пилигримы, которые век свой ходят от Хитровки до церковной паперти или до замоскворецких купчих и обратно.
После пьяной ночи такой страховидный дядя вылезает из-под нар, просит в кредит у съемщика стакан сивухи, облекается в страннический подрясник, за плечи ранец, набитый тряпьем, на голову скуфейку и босиком, иногда даже зимой по снегу, для доказательства своей святости, шагает за сбором.
И чего-чего только не наврет такой «странник» темным купчихам, чего только не всучит им для спасения души! Тут и щепочка от гроба господня, и кусочек лестницы, которую праотец Иаков во сне видел, и упавшая с неба чека от колесницы Ильи-пророка".



Хитровка как она есть.
Особенно умиляет QR-код над мусоркой.



Переулок, уходящий налево, называется Малым Трехсвятительским - по церкви, которую мы уже видели. Если пройти немного вперед, то можно увидеть Московскую центральную церковь евангельских христиан-баптистов.
Здание церкви было перестроено в 1865 году архитектором Германом фон Ниссеном из жилого дома XVIII века и предназначалось для реформатской церкви.



И тут я обнаружила, что совершенно не фотографировала дом, где жил писатель Н. Д. Телешов, и, значит, не могу рассказать вам про телешовские среды. Но, впрочем, вполне логично - ведь это тема для отдельного поста.



А с Хитровкой мы прощаемся - но, конечно же, только до новых встреч. Потому что о ней не написал и ее не сфотографировал только ленивый, и если вы захотите узнать побольше, то читать вам - не перечитать. А мне там просто понравилось, буду захаживать. Авось, как-нибудь встретимся :)



P. S. Напомню, что комментарии В. А. Гиляровского взяты из очерка "Хитровка" (цикл "Москва и москвичи").
Спасибо! И правда, приятно сейчас посмотреть на летние дворики!
Да! Хоть ноябрь и атипичный, все равно солнышка не хватает. В начале недели оно выглянуло, я побежала с фотоаппаратом свет ловить, так всю насквозь ветром проветрило :)))
Все детство меня возили в поликлинику, что между Хитровкой и церковью на холме. И никто ни разу не назвал это место и не рассказал его историю. Подозреваю, что в советское время было не принято об этом говорить.
Может быть, взрослые и сами толком не знали и не задумывались? Или не хотели таких подробностей именно ребенку рассказывать?
Может быть, конечно, и не принято говорить. Гиляровский в своем очерке после всех этих красочных описаний подчеркивает, что царская власть не могла с этим справиться на протяжении десятилетий, как ни пыталась, а советская власть - в два счета, и стало тут чисто и красиво.
Мать не знала, а отец знал, но не считал нужным об этом рассказывать. Мол, о чем там говорить?

До сих пор с грустью смотрю на замершую стройку в сердце площади. Кажется, хватит пары часов, чтобы строительство вновь пришло в действие.
Да, тревожно. Как и с Зарядьем, когда смотришь на планы его обустройства.
У меня в первой части рассказа про Хитровку есть фото с планом ее возможной реконструкции - он там прямо на фоне этой стройки висит в напоминание, что это все-таки исторический объект.
Дом, с которым вы не совсем разобрались - это главный дом усадьбы Волконских, 18 век в основе.

А Гиляровского можно читать где душа просит. Выдумал он Каторгу.
Спасибо большое! Я смотрела на разных фото, но почему-то не поверила, что это он. Видимо, сейчас выглядит очень уж невзрачно. Теперь буду точно знать.

Да, я знаю, что у Гиляровского много несостыковок и придуманного. прошлом посте про Хитровку я на некоторые указывала. Но все ж таки - мне интересно и по созданной им Хитровке прогуляться, по реальной я ходила с экскурсоводом, которая как раз литературу и литературные экскурсии не очень любит :)